Транспортное обслуживание населения

Надзор. Транспортное обслуживание населения муниципальных районов и городских округов

Федеральным законом РФ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения относятся к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов.

Пунктом 7 статьи 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

Пунктом 6 статьи 15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Пунктом 7 статьи 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В область входит 29 муниципальных образований (25 муниципальных районов и 4 муниципальных образования - города областного значения: Рязань, Касимов, Сасово, Скопин).

Городов районного значения 8 (Кораблино, Михайлов, Новомичуринск, Рыбное, Ряжск, Спас-Клепики, Спасск-Рязанский, Шацк).

Рабочих и курортных посёлков-27.
Сельских округов-485.
Сельских населённых пунктов-2818.

В административном центре – г. Рязани, который расположен в 200 километрах к юго-востоку от Москвы, проживает 535 тыс. человек. Численность населения области составляет 1153,3 тыс. человек (по данным на 1 октября 2009 г.).

Рязанская область – одна из плотнонаселенных и хорошо освоенных областей России. Средняя плотность населения – 32 человека на квадратный километр, в том числе сельского – 11,6, что выше, чем в среднем по России. Доля городского населения составляет 69%.

Транспорт и дорожное хозяйство

Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии области. Рязанская область располагает всеми видами транспорта, размещение и структура транспортных коммуникаций в целом отвечают транспортно-экономическим связям области.

На территории области имеется:

40 железнодорожных вокзалов;
30 крупных железнодорожных станций;
30 автовокзалов, автостанций и кассовых пунктов;
2 речных порта.

На сегодняшний день в области зарегистрировано:
185 единиц городского электрического (185 троллейбусов);
7 единиц воздушного транспорта (2 самолета АН-24, 5 самолетов АН-2);
14 единиц внутреннего водного транспорта;
более 352 тысяч единиц автомобильного транспорта, в том числе легкового – свыше 311 тысяч единиц.

По состоянию на 1 июля 2001 г. на территории Рязанской области деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, на основании лицензии осуществляет 321 субъект (55 - юридических лиц и 266 индивидуальных предпринимателей).

Лицензиатами эксплуатируется 2 304 автобуса, из которых 1586 (69%) автобусы особо малой вместимости (менее 20 мест).

Допуск к осуществлению международных автомобильных перевозок грузов имеют 12 субъектов. Для данного вида перевозок заявлено 51 транспортное средство.
Экспортно-импортные перевозки в Рязанской области осуществляются в основном иностранными перевозчиками.

Допуск к осуществлению международных автомобильных перевозок пассажиров имеют 3 субъекта. Для данного вида перевозок заявлено 5 единиц подвижного состава, пассажировместимостью более 45 мест;

15 субъектов по уведомительному принципу выполняют заказные перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

Регулирование деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании разрешения от уполномоченного органа исполнительной власти Рязанской области вступает в силу с 1 сентября 2011 года. Указанным уполномоченным органом в Рязанской области является областное Министерство транспорта и автомобильных дорог.

Автомобильные дороги

Важнейшей составной частью транспортной системы области являются автомобильные дороги. Общая протяженность автомобильных дорог Рязанской области общего пользования по состоянию на 01.07.2011 г. составляет 8395,1 км. Из них:
федеральных – 510 км;
региональных или межмуниципальных – 6492 км;
муниципальных – 1393,1 км.

При проведении проверок выполнения транспортного законодательства органами местного самоуправления Управление ГОСАВТОДОРНАДЗОРА изучает общие сведения о муниципальном образовании (территория, население, количество населенных пунктов, транспортный комплекс М.О.(автобусный, городской электрический, школьные перевозки, таксомоторные, линейные сооружения: автостанции, автовокзалы, остановочные пункты), охват населенных пунктов регулярным автобусным сообщением, всего дорог(км), в том числе федеральных, территориальных, муниципальных или протяженность дорог, улиц в зависимости от категории муниципального образования, количество маршрутов (в т. ч. школьных) ед.(городские, пригородные, междугородные), количество используемого подвижного состава по видам перевозок).

Проверяется:
- наличие и характеристика подразделения МО (отдельных специалистов, в том числе и из заместителей глав администрации), осуществляющих организацию перевозок пассажиров
(оценка положения о подразделении в целом, а также должностным инструкциям его должностных лиц (отдельных специалистов, в том числе и из заместителей глав администрации) в части наличия у них соответствующих обязанностей и ответственности);

- наличие основных нормативно–правовых актов по организации и обеспечению безопасности пассажирских перевозок (Устав муниципального образования (в котором надо проверить наличие записи об организации пассажирских перевозок), муниципальные правила организации перевозок, Постановление о порядке допуска перевозчиков к обслуживанию маршрутов и т.д.;
- Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 8 ноября 2007г. N 259-ФЗ);
- Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009г. № 112;
- ФЗ от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- приказы МТ РФ, от 08.01.97г. №2, от 20.08.04г. №15 и т.д., а также соответствующие акты областного значения);

- порядок формирования и утверждение маршрутной сети М.О (наличие реестра автобусных, троллейбусных, маршрутов на территории муниципального образования, его утверждение, определение количества и типа подвижного состава для обслуживания автобусных маршрутов, паспортизация маршрутов, соблюдение установленного порядка открытия, закрытия, изменения маршрутов, разработки и утверждения расписаний движения, координация расписаний по видам пассажирского транспорта);

- другая работа администрации М.О. по организации перевозок:
а) анализ за 2 года, предшествующих дате проверки:
- соблюдения установленного порядка обследования автобусных маршрутов в т.ч.формирование комиссий, наличие актов обследования (за последние 2 года), выявленные недостатки, фактически принятые меры по их устранению;
- наличия квартальных, месячных или любых других планов(программ) по развитию маршрутной сети, по поддержке перевозчиков, либо по реализации любых других мероприятий направленных на развитие и улучшение качества пассажирских перевозок, фактическая реализация имеющихся планов, подтвержденная документами;
б) работа администрации по формированию сети предприятий, оказывающих комплекс услуг перевозчикам, не имеющим собственной производственной базы;
г) проблемы пассажирского транспорта, рассмотренные на заседаниях: представительных органов, администрации, комиссии по БДД, административной комиссии муниципального образования, принятые решения, их фактическое исполнение, работа администрации со СМИ по вопросам пассажирского транспорта.

- существующий порядок привлечения перевозчиков на маршруты:
- наличие локального нормативного акта органа местного самоуправления о порядке привлечения перевозчиков и порядке заключения договоров на перевозки и фактическое исполнение указанного документа;
- количество заключенных договоров:
на основании конкурса, ед.
без проведения конкурса, ед.
- выборочный анализ соответствия количества автобусов имеющихся у перевозчиков, количеству автобусов необходимых для перевозок по договору с учетом утвержденных расписаний движения.

- состояние организации управления движением пассажирского транспорта:
а) наличие подразделения, осуществляющего функции центральной диспетчерской службы, характеристика выполняемых функций ;
б) характеристика применяемых технических средств управления движением;
в) анализ фактического выполнения задач по управлению движением:
- характеристика системы планирования выпуска автобусов на линию- по часам суток, дням недели;
- наличие сведений о плановом количестве транспортных средств, подлежащих выпуску на линию и количестве транспортных средств фактически вышедших на линию, в т.ч. помаршрутно;
- осуществление фактического контроля за выполнением расписания каждым транспортным средством на линии в течение всего дня;
- меры, принимаемые по фактам срыва рейсов, невыхода на линию, нарушения расписаний движения;
г) проводится обследование любого маршрута, дается визуальная оценка степени заполняемости автобусов в часы «пик», сравнивается количество автобусов, фактически работающих на проверяемом маршруте плановому количеству, в т.ч. в вечернее время.

- организация контроля за выполнением договоров перевозчиками и меры, принятые к нарушителям:
- количество должностных лиц, в должностные обязанности которых входят контрольные функции, в т.ч. путем организации проверок на линии;
- количество должностных лиц, наделенных правом составлять протоколы по выявленным нарушениям в соответствии с законодательством субъекта РФ;
-наличие плана проведения контрольных мероприятий на предшествующий и текущий годы, фактическое его выполнение: количество проверок, количество выявленных нарушений, меры принятые по выявленным нарушениям – составлено протоколов, вынесено постановлений, предписаний, предупреждений, расторгнуто договоров на перевозки.

- организация обслуживания пассажиров на автовокзалах и автостанциях.

- организация перевозок школьников (количество школ всего, в том числе школ, имеющих автобусы, соблюдение установленного порядка организации перевозок школьников- маршруты, расписания, обследования, обозначиваются существующие, но не решаемые проблемы);

- работа с письмами, жалобами и предложениями по организации пассажирских перевозок (наличие жалоб за год, предшествующий проверке, адекватность и своевременность принятия мер по каждой зарегистрированной жалобе);

- работа администрации по предупреждению ДТП на пассажирских перевозках (учет и анализ ДТП, принятие мер воздействия к перевозчикам, по вине водителей которых совершены ДТП, наличие планов мероприятий по снижению аварийности, фактическая реализация указанных мероприятий, в т.ч. предусмотренных областной программой обеспечения БДД);

- работа администрации по предотвращению террористических актов на пассажирском транспорте (анализ за последние 2 года – что конкретно сделано и подтверждено документами);

- общее количество и фактическое состояние автомобильных дорог, остановочных пунктов, железнодорожных переездов, по которым проходят автобусные маршруты, их соответствие установленным требованиям, порядок проведения государственной регистрации прав на автомобильные дороги муниципального района как на недвижимое имущество и внесение их в реестр муниципальной собственности муниципального образования, финансирования и осуществления дорожной деятельности.

Начиная с 2007 г., Управлением ГОСАВТОДОРНАДЗОРА
проверены все муниципальные образования.

По состоянию на 1 июля 2011 г. в проверенных Управлением муниципальных образованиях Рязанской области:

- имеются правовые акты, регламентирующие организацию пассажирских перевозок (за исключением муниципального образования –городской округ г. Рязань);

- утверждена автобусная маршрутная сеть и обследование пассажиропотоков проводится не систематически или не проводится вообще;

- паспорта автобусных маршрутов и расписания движения автобусов разработаны, при этом эффективный контроль выполнения расписаний органами местного самоуправления не организован;

- количество и качество подвижного состава не в полной мере отвечают установленным требованиям;

- органами исполнительной власти заключены договора на обслуживание маршрутов с владельцами лицензий;

- проводятся обследования дорожных условий на автобусных маршрутах, однако при этом устранение нарушений транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог носит длительный характер;

- обслуживание пассажиров межмуниципальных и большинства муниципальных маршрутов на автовокзалах и автостанциях организовано по договору перевозчиков с ОАО «Пассажиравтосервис».

Основным недостатком транспортного обслуживания населения в Рязанской области является отсутствие регионального и муниципального контроля в сфере пассажирских перевозок.

 

О мониторинге сезонных обследований автобусных маршрутов

Информация о проверках деятельности органов местного самоуправления в 2015 году.

Информация о проверках деятельности органов местного самоуправления в 2016 году.

 

Информация о проверках деятельности органов местного самоуправления в 2017 году.

Новости
23.08.2017
31.07.2017
10.07.2017